понедельник, 6 мая 2024 г.

История песни Евгения Винокурова «Москвичи»

В полях за Вислой сонной

Лежат в земле сырой

Сережка с Малой Бронной

И Витька с Моховой.

 

А где-то в людном мире

Который год подряд

Одни в пустой квартире

Их матери не спят.

 

Свет лампы воспаленной

Пылает над Москвой

В окне на Малой Бронной,

В окне на Моховой.

 

Друзьям не встать. В округе

Без них идет кино.

Девчонки, их подруги,

Все замужем давно.

 

Пылает свод бездонный,

И ночь шумит листвой

Над тихой Малой Бронной,

Над тихой Моховой.

1953

Евгений Винокуров ушел на войну в семнадцать лет, а это стихотворение появилось уже через некоторое время после её окончания. В книгах время написания датировано 1953 годом, но опубликован впервые текст был в «Новом мире» в  1955-ом. Если мы поднимем архив и заглянем в журнал, то по первой строчке не найдем этой ставшей знаменитой песни. Первоначальный вариант существенно отличался от финального, ныне общеизвестного:

Там синие просторы

спокойной Сан-реки,

Там строгие костелы

остры и высоки.

Лежат в земле зеленой

покрытые травой

Сережка с Малой Бронной

и Витька с Моховой.

И дальше по тексту много неожиданных отличий, например, небосвод не трагически «пылает», а патетически «сияет», улицы в рефрене названы не «тихими», а «шумными», неожиданно в полной грустного лиризма песне появляются польские пионеры, поющие о подвигах. Ничего этого в итоге не осталось в стихотворении. Дело в том, что когда самый знаменитый исполнитель Марк Бернес впервые увидел текст, он почувствовал в нём потенциал, высокую вероятность стать шлягером. Но, посовещавшись с композитором Андреем Эшпаем (он станет автором музыки на эти стихи), исполнитель решил обратиться к автору текста с просьбой доработать песенный вариант. Оказалось, что и сам Евгений Винокуров не был полностью удовлетворен тем, что было уже опубликовано, и продолжал «отделку». В результате произведение приняло тот вид, который мы знаем по книгам поэта (только без последних четырёх строк, присутствующих в песне).

Здесь они с Бернесом разошлись во мнениях: поэт считал вещь завершенной, исполнитель хотел, чтобы у неё был какой-то цепляющий оптимистический финал, который, скажем, по канонам соцреализма должен вселять веру в неистребимость жизни. Для этого канона такой категорией, восполняющей лакуну, образованную внерелигиозным курсом официальной идеологии, является категория памяти. Именно память в этом культурном поле зачастую выступает ценностным эквивалентом посмертного бытия, залогом преодоления детерминированности человеческого существования, каким-то идеологическим замещением царствия небесного, залогом спасения. На помощь Евгению Винокурову пришел поэт Вадим Сикорский, он и написал знаменитый финал:

Но помним мир спасённый,

Мир вечный, мир живой

Серёжку с Малой Бронной

И Витьку Моховой.

В оптимистическом финале всё сошлось: «жизнь – смерть – спасение –вечность» с акцентом на жизни. Для песни это и было нужно, трудно оспорить яркость заключительного образа спасенного живого мира, а где-то и его художественную убедительность: финал оказался хорош, даже слишком. Винокуров в дальнейшем публиковал «Москвичей» в своих книгах всё-таки без этого четверостишия.

Стихотворение покоряет простотой доверительной интонации и трогательностью обращения к частной жизни погибших героев. Просто названные Серёжка и Витька близки субъекту сознания и речи, это его приятели, у каждого есть подобные товарищи, друзья юности, жившие на соседних улицах. Это усилено конкретностью их названий. Отсюда лёгкость вчувствования в воссозданное положение, доступность читательской эмпатии. Примечательно, что герой не один, ребят двое, но их отличия нам неизвестны – это какой-то удвоенный, коллективный герой. Также неотличимы и их матери – речь о частных судьбах, но эта частность оказывается всеобщей, народной, поэтому никакая абсолютная индивидуализация и не нужна.

Напряжение и трагическая красота сильнее всего воплощаются в стихотворении в образ этих матерей, дожидающихся около окон, откуда светят пылающие лампы, сыновей, которых дождаться им не суждено. Усиливается это противопоставлением мотивов сна «сонная Висла» и «бессонницы», ночного бденья: погибшие навеки спят, поэтому польская река и сонная, но также навеки не спят матери погибших солдат. В финале свет лампы расширяется до масштабов пылающего небосвода, мир как бы замирает в неподвижном неразрешимом состоянии немой боли. Но существенно, что течение бытия продолжается. Это ощутимо не только в том, что «идет кино» и девчонки вышли замуж, но и в шелесте ночной листвы над тихими улицами – Малой Бронной и Маховой.

Комментариев нет:

Отправить комментарий