КНИГИ

 Миннуллин О.Р. Статьи о литературе и словесном творчестве (Харьков, 2015)

В книге представлены статьи о русской литературе второй половины ХХ –начала ХХI столетий, а также литературоведческие заметки на разные темы. Исследования посвящены творчеству В.Т. Шаламова, Н.А. Заболоцкого, В.Н. Соколова,Л.С. ­Петрушевской, Б.Б. Рыжего и других авторов. В предложенных работах естьстремление соединить анализ и интерпретацию, историко-литературную составляющую и теоретико-литературный компонент. Книга адресована студентам-филологам, аспирантам и преподавателям-литературоведам, а также всем, кто интересуется вопросами истории и теории литературы. 

Миннуллин О.Р. Энтелехия лирики: Пути становления лирического рода литературы (Донецк, 2016)

Название книги – «Энтелехия лирики» – носит не строго терминологический, а образный характер.  Понятие, восходящее к натурфилософии Аристотеля и позже прочно утвердившееся во многих философских парадигмах, в данном случае перенесено в теорию литературы и служит опорой для осмысления одного из литературных родов. А перенос определения из философии в область литературоведения неизбежно приводит к тому, что его смысл становится более приблизительным, отчасти образно толкуемым.
Что же такое «энтелехия»? Предложив этот неологизм (до Аристотеля греки такого слова не слыхали), мыслитель вложил в него следующий смысл: энтелехия – это активное начало, которое определяет переход от потенциальной возможности того или иного развития к осуществленной форме. Например, та сила, которая превращает грецкий орех в огромное дерево, может считаться энтелехией. Это энергия становления, действенная мощь, наполненная смыслом, нечто способное к самодвижению, самовоплощению. В этой логике человеческая душа, которая делает тело, обладающее возможностью жить, на самом деле живым, тоже энтелехия.
Прилагая философское понятие к лирике, мы стремимся обозначить особое проблемное поле – исследование становления одного из родов поэзии, которое происходит по собственной внутренней логике, исходя из своей «органики». Задача книги выявить те внутренние силы, которые движут лирическим родом литературы в процессе его развития, увидеть зарождение этих сил и описать те формы и смыслы, в которые выливается эта действующая энергия, обратившись к современной поэзии и к опыту научной рефлексии относительно нее.
Большая часть произведений, которые анализируются  в книге, принадлежат украинской поэтессе Лине Костенко и русскому поэту Владимиру Соколову. Кроме этого в исследовательское поле зрения попадает древнегреческая поэзия в переводах, некоторые произведения русских классиков, а также стихотворения Давида Самойлова, Александра Кушнера и Олега Чухонцева.
В основу пособия положено диссертационное исследование – как и полагается произведению этого жанра – вещь строгая и традиционная по форме, с известным набором обязательных (вплоть до ритуальности) моментов. Поэтому стиль изложения и многие элементы структуры предстают достаточно консервативными. Таков первый раздел книги, касающийся в основном методологических и историографических вопросов. Их необходимо решить в самом начале, чтобы потом сквозь призму специально настроенной научной оптики созерцать и постигать кристалл поэзии, в данном случае лирической.
Внутренняя логика работы вполне раскрывается лишь к середине второго раздела. Зато дальнейшее чтение пойдет на одном дыхании, и каждый следующий параграф становится интереснее предыдущего. Читатель может в этом убедиться самостоятельно.
По сравнению с диссертационным исследованием многое в книге осталось неизменным, однако кое-какие разделы и параграфы были дополнены любопытным, на мой взгляд, иллюстративным материалом, появились некоторые повороты мысли, отсутствовавшие в квалификационной работе, добавилось два десятка примечаний. В силу жестких жанровых и размерных требований к диссертации часть материалов исследования, не уместившись, остались за ее пределами. В этой же работе весь материал восстановлен, дополнен, обогащен.
Помимо прочего, в книгу включена одна из моих ранних работ – целостный анализ стихотворения В.Н. Соколова «Вот и нет меня на свете…». Здесь она дана в качестве приложения, так как написана задолго до всего остального. Эта работа создана под значительным влиянием идей, выраженных в трудах М.М. Гиршмана и В.В. Федорова. Однако ранняя статья не случайно оказалась под одной обложкой с более поздним исследованием. Ее ценность в том, что здесь ощутимо вызревание собственной концепции лирического рода, которая реализована в книге. Этот анализ созвучен общей научной тональности исследования.

Феномен, описываемый в предлагаемой книге, – возникновение и плодотворное становление научной школы литературоведения в Донецке. Это явление начинает складываться более половины столетия назад, с 60х гг. минувшего века, продолжает существовать и ныне. Филологический, а точнее теоретико-литературный, контекст, который оформился в донецкой среде, в пространстве Донецкого национального университета, в свою очередь включается в мировую филологическую науку (а также мировую эстетическую, философскую, антропологическую мысль). Феномен ДФШ – это не факт «местного значения», он выходит за рамки «ареального» явления, обнаруживает в себе существенные тенденции «гуманистики» (М. Эпштейн)  второй половины  ХХ – начала ХХI вв.

Несколько поколений филологов сформировались в этом контексте, и стиль их литературоведческого мышления, его «архитектоника» явственно опознаются за пределами школы, представителями других направлений в филологической науке. Здесь зарождается и обращается наша теоретико-литературная мысль, здесь ее исток, – это, естественно, нуждается в осмыслении, в обобщающей рефлексии, к чему и призвана настоящая книга.

Видеопрезентация книги

Цель исследования заключается в обосновании ценностно-онтологического подхода к художественно-литературному творчеству и осмыслении наиболее существенных его аспектов. В свою очередьэто предполагает описание общей структуры литературоведения как дисциплины, наиболее адекватным теоретико-методологическим инструментарием которой является названный подход. Это открывает перспективу обновленного осмысления оснований теории литературы и приближает к уяснению смысла и ценности художественной литературы на современном этапе развития гуманитарной мысли. В книге есть стремление выходить на границы филологии, где она соприкасается с философией, этикой, эстетикой, антропологией, даже богословием. Автор монографии ставит неудобные вопросы филологического знания: В чем заключается смысл словесного творчестваКакова его роль в событии человека? Зачем читать? – и старается дать на них ответы в поле онтологии и философской антропологииКнига адресована филологам-литературоведам, философамобращающимся к проблемам искусства, эстетикам и всем любителям «свободного мыслительства», для которых существенны категориисмысла, ценности, полноты бытия, красоты
Олег Миннуллин Пафосные этюды (Донецк, 2012)
«Пафосные этюды» — это своеобразный эксперимент, попытка сказать что-то своё на «готовом», традиционном поэтическом языке. Стихи насыщены выверенными поэтическими формулами, укорененными в русской поэзии образами, мотивами. Зачастую эта традиционная образность существует на тонкой грани с тем, что принято называть «штампами». Такой риск оправдан, и я иду на него сознательно, потому что своей задачей вижу оживить кажущиеся мёртвыми поэтические формы и придать таким словам, как «любовь», «мечта» или «смерть», индивидуальное проникновенное звучание. Поиск возможности адекватного выражения бытия влечет за собой и поиск форм, поиск языка, но не «упражнение в классических размерах» или какое-то «штукарство», а пробу голоса, пробу различных возможностей говорения или иногда пения. Читайте это, как вещь очень пафосную, рассчитанную на готовность вживаться в возвышенный и доверительный образ. Однако этот пафос не совсем игра, он адресует к поэтической и человеческой честности. «Пафосные этюды» — вещь, в которой есть стремление передать драматизм существования современного человека.


Комментариев нет:

Отправить комментарий