понедельник, 4 апреля 2016 г.

Интерпретация «Ave Maria» (на музыку Ф. Шуберта) исполнителями Л. Паваротти и Р. Лоретти

О.С. Полякова
О.Р. Миннуллин
Донецк
К ПРОБЛЕМЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
(интерпретация «Ave Maria» (на музыку Ф. Шуберта) исполнителями Л. Паваротти и Р. Лоретти)
Музыкальное искусство является одним из активных средств эстетического воспитания. Воздействуя на эмоционально-чувственную сферу, музыка ориентирует ребенка в мире духовных ценностей, позволяет раскрыть его творческий потенциал, формирует эстетический вкус.
В «Письмах об эстетическом воспитании» Ф. Шиллер пишет: «Только вкус вносит гармонию в общество, так как он создает гармонию в индивиде». Ведущее место в познании музыки занимает восприятие. Формирование восприятия – длительный и трудоемкий процесс, в основе которого лежит способность слышать и эмоционально переживать содержание музыкальных образов. Согласно идеям представителя классической европейской эстетики, именно научившись воспринимать музыку, человек сможет постигнуть и другие искусства, отыскав в живописи, литературе или скульптуре «свою музыку». По мнению немецкого мыслителя, музыка является «первичным искусством», важнейшим в эстетическом воспитании.  «Наиболее высокая и благородная музыка должна действовать на нас со спокойной силою произведения античной древности», – замечает Ф. Шиллер.
Композитор и музыкальный педагог Д. Кабалевский в работе «Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы» отмечает: «Бессмысленно говорить о каком-либо воздействии музыки на духовный мир детей и подростков, если они не научились слушать музыку как содержательное искусство, несущее в себе чувства и мысли, жизненные идеи и образы». 
Чтобы восприятие музыкального произведения ребенком стало более осмысленным, сопереживание и понимание глубоким, а суждение о произведении более точным, учителю следует прибегнуть к эстетическому анализу произведения. Внутренний механизм этого анализа будет воспринят ребенком как ориентир, возможный путь постижения музыкального произведения.
Слово «анализ» буквально означает разделение, расчленение или разложение на составные элементы. В отношении эстетического анализа данное понятие получает более широкое наполнение. Анализ не может быть ограничен простым перечислением выразительных средств, разложением музыкальной формы на составные элементы или расчленением содержания на отдельные фрагменты. Предназначение анализа заключается в том, чтобы прочувствовать внутренний строй художественного произведения и суметь сформулировать его внутренние законы, которые проясняют связь духовно-эмоционального состояния и музыкального языка, в котором оно воплощается. Эстетический анализ позволяет ясно представить механизм воздействия музыкальных звуков на эмоционально-чувственную сферу человека, активизировать мыслительные процессы ребенка, создать базу для накопления у него подлинных эстетических впечатлений, формирования художественного вкуса, эстетической оценки музыки.
Музыковед Юрий Холопов отмечает, что «прекрасное» в музыке проявляться как в форме чистого чувственного переживания, так и в форме чувственно являющейся художественной идеи. Эстетический анализ состоит в выявлении взаимосвязи этих двух сторон выражения человеческого «Я» в музыкальном искусстве. Здесь постижение музыкального произведения осуществляется в соединении эмоционального и рационального уровней.
Покажем возможность такого анализа на примере двух хорошо известных исполнений классического произведения Ф. Шуберта итальянскими солистами Лучано Паваротти (зрелое исполнение80-90-х гг.) и Робертино Лорети (имеется в виду его исполнение начала 1960-х гг.).
Сравнительный анализ исполнений этого классического музыкального произведения способен обогатить музыкальную культуру ребенка, углубить его личные переживания, приблизить к постижению красоты с позиции эстетики.
Предлагаемая разработка может быть использована для составления плана классного часа, внеклассного урока, урока музыки или мировой художественной культуры в общеобразовательной школе, где не предполагается специальное углубленное изучение музыки.
Композиция «Ave Maria» исполняется на музыку Франца Шуберта.  В 1825 году Шуберт познакомился с поэмами шотландского поэта Вальтера Скотта, в их немецких переводах. Композитор отбирает семь из тринадцати песен, входящих в поэму «Дева озера». «Третья песнь Эллен» и есть знаменитая «Ave Maria». Позже на эту музыку положен текст католической молитвы на латыни. Такое соединение слов и музыки сегодня уже представляется классическим.
При прослушивании композиции «Ave Maria» в исполнении Паваротти и Лоретти можно заметить несколько отличий.
 Первое принципиальное отличие в исполнении – это голоса певцов: у Робертино Лоретти – детский дискант, у Паваротти – зрелый тенор. Исполнение Паваротти более мощное, погружающее в представление самой девы Марии, прекрасной, светлой матери Христа. Это глубокое и драматичное исполнение.
Голос Лоретти – нежный, тонкий и мелодичный, создает ощущение того, что песня исполняется ангелом на небесах. Это высокое исполнение, не только в смысле высоты музыкального тона, но и в смысле высоты и чистоты переживания чувства общения с божественным.
Второе отличие – тексты, хотя они практически идентичны, однако в версии Паваротти некоторые частицы и предлоги переставлены для лаконичности звучания. Это можно заметить, обратив внимание на слова La pace (мир), которые в версии Лоретти стоят в 11 строке песни, а у Паваротти в десятой. Благодаря этому, а также благодаря дикции Паваротти, создается более цельное и всеобъемлющее восприятие произведения. Добиться такой дикции у ребенка едва ли возможно. В исполнении Лоретти много лиричности и грации, но если попытаться проникнуться именно текстом произведения, то придется напряженно вслушиваться. Мальчик использует множество высоких протяжных певчих звуков, что делает композицию как бы прозрачнее, легче.
Отметим, что Лоретти после созревания потерял свой дивный дискант, и превратился во вполне обычного певца, в то время как Паваротти был первым тенором мира до самой смерти. Это делает Лоретти версию уникальной. Но исполнение Лоретти осталось в 1960-х годах. И на сегодняшний день он не может исполнить ни одну из обессмертивших его композиций («Jamaica», «O soli mio», или же «Ave Maria»). А Паваротти гастролировал еще десять лет назад, и Ave Maria исполнялась им неизменно превосходно.
Третье существенное отличие – характер музыкального сопровождения. В версии Лоретти песня всегда исполняется под минималистичный музыкальный аккомпанемент, в версии Паваротти – музыка, как правило, исполняется оркестром, это всегда насыщенная инструментальная аранжировка.
Необходимо помнить, что оригинальная молитва – обращение ангела Гавриила к деве Марии у ворот в рай. Звучанием множества инструментов создается возвышающее ощущение райского оркестра, как  вознаграждения за благую жизнь, воссоздается некая сопричастность божественному хору.
В версии Лоретти музыка внушает спокойствие и умиротворение, здесь нет преодоленного страдания, пронесенной сквозь жизнь неистощимой чистоты религиозного чувства, нет возвышающей борьбы. Зато есть ясное ощущение как бы изначально дарованной причастности вечному, абсолютному, единство с ним.
Паваротти исполняет композицию быстрее, но благодаря работе оркестра это незаметно. Также большое отличие можно заметить в технике исполнения: Паваротти молчит буквально 2 секунды, приводя голос в порядок, чтобы затем вступить во вторую часть произведения, а закончив её, дает выход соло на трубе, чтобы потом в последний раз протянуть «Ave Maria». Части не разрываются на куски, обеспечивая цельное восприятие. Лоретти требуется около 12 секунд, чтобы добиться расслабления голоса, а в середине первой партии, когда воздуха тянуть звук больше не хватает, он как бы обрывается и затем продолжает. Эта «небрежность», однако, содержит в себе и колоссальное чувство свободы.

Обратимся к тексту произведения. «Не отвергай мою потерянную любовь, / Успокой её боль!», «Моя потерянная душа обращается к тебе / И полная надежд, падает ниц к твоим ногам» – это обороты, которые более органично звучат в исполнении зрелого человека. Возможно, это слова раскаявшегося грешника. В исполнении Паваротти чувствуется ответственность за эти слова, человек обращается к Марии, к Богу с надеждой на спасение своей души. «Ты принимаешь эту пылкую молитву» – композиция Паваротти отчетливо передает этот пыл, отчаяние просящего или кающегося. В данной композиции на первое место выносится мольба человека, его прошение. Вторая часть песни исполняется как продолжение обращения, человек осознает святость Марии и преклоняется перед ней и величием Господа.
Композиция Лоретти не несет в себе конфликта между человеком и Богом, а наоборот, ощущается единение этих двух начал, их гармоничное сочетание. Это не мольба о помощи или прощении, это – воспевание духовной красоты Марии, как матери Христа. Первая часть молитвы не несет в себе семантики раскаяния, так как Лоретти чист, как и его дискант. Акцент в данном исполнении делается больше на смысл второй части, здесь и передается прямое восхваление: «Мария, благодати полная!», «Благословенна Ты между женами, / и благословен плод чрева, / плод чрева Твоего Иисус». Таким образом, невинность, безгреховность ребенка воплощается в ангельскую хвалу небесам, что расширяет границы произведения за пределы земного. Версия Лоретти исполнена дарованной чистоты, исполнение Паваротти это преодоление земного на пути к Господу, сохранение этой чистоты, пронесенной сквозь жизнь.
Оба исполнения каждое по-своему прекрасны и проникновенны. Отмеченные отличия композиций позволяют говорить о различных интерпретациях и различном понимании текста молитвы.
Исполнение Паваротти – это голос человека в надежде на спасение своей души, это осознание жизненного пути. Исполнение Лоретти – это голос невинной души, которой не коснулся еще ни один порок земного мира, это ангельское восхваление.
Прослушивание композиций на уроке МХК или классном часе, а также  их обсуждение с учителем, сопровождаемое подобным комментарием, будет способствовать эстетическому развитию  детей.





2 комментария: