Миннуллин О.Р. О смысле и ценности поэзии в толкованииА. В. Домащенко // Вестник Донецкого национальногоуниверситета. – Серия «Филология и психология». – 2019. – № 1. – С. 21–37. (Фрагмент:Ценностная
дифференциация поэзии: поэзис и поэтике техне)
(полный вариант статьи можно прочесть ЗДЕСЬ)
![]() |
Александр Владимирович Домащенко |
Важным в
аксиологическом отношении является различение качественная дифференциация поэтического,
производимая в теории А. В. Домащенко: разделение на «поэзис» (поэзия
как священная речь) и поэтике техне (поэтическое искусство, построенное на
мимесисе). Традицию этого разделения филолог связывает с именем Платона,
говорящего в своих диалогах о манической поэзии и миметическом искусстве [4, с.
208 – 215]. Маническая поэзия онтологична – это бытие в его священном
содержании, миметическое искусство – реализуется эстетически в сфере
представляющего мышления и связана не с «даром богов», а с мастерством
человека-художника.
Согласно учению А. В. Домащенко
подлинной ценностью обладает лишь поэзис,
священная речь. Ценность поэтике
тэхне вторична, зависима: «В поэтике тэхне, зыблясь отраженным светом,
высвечивает существо поэзис» [5, с. 51]. Этот тип поэтического осмыслен
Аристотелем в его «Поэтике» и надолго объявлен в теоретических построениях
единственным легитимным видом словесного творчества (см., например, известную
работу Ж. Женетта[7]) – автономной сферой поэтического искусства.
А. В. Домащенко
развивает оригинальную идею об орудийности
языка, которая может быть в его номинации казовой,символической или инструментальной.
Первые две возможности, указывающие на принадлежность языка сфере священного,
реализуются поэтическим словом. Для инструментального языка поэтическое
закрыто.
По мысли филолога,
поэзия в ее высшем качестве способна обнаруживаться благодаря казовой орудийности языка, например, в
произведениях античных авторов (частотный пример в его работах, гимны Пиндара
«на случай» в различных модификациях этого архаического жанра). Здесь
воплощается прямое выговаривание бытия в его священном смысле, происходит
помещение воспеваемого события в актуализированный мифологический ряд, воздвижение того или иного лада – «соприсутствия людей и богов», их
«соработничество», явление истины в ее «несокрытости», осуществляющееся
благодаря песне [5, с. 98].Лад в
толковании А. В. Домащенко – «явленная полнота бытия:
самопроявление божественности
божественного и человечности человеческого в их взаимосвязи» [5, с. 41].
Вторая возможность
воплощения для поэзии как таковой – священно-символическая
орудийность языка, открывающаяся в эру христианства (пример А. В.
Домащенко, гимны священномученика Дионисия Ареопагита). Здесь речь идет об иеронимии (священном именовании) [5, с. 68].
Священно-символическое начало способно выявляться и в стихотворениях различных
поэтов, вплоть до современности (в статье «О принципах эстетического
завершения» названы имена Г. Р. Державина, А. С. Пушкина,
Ф. И. Тютчева, Ю. П. Кузнецова, О. Г. Чухонцева и других поэтов [4,
с. 111]).
Этот принцип завершения
филолог считает, наряду с первым (казовой орудийностью),
наивысшим. В названной работе поясняется, каким образом священное определяет
конкретные возможности эстетического завершения в литературе последних двух
столетий и предлагается своеобразная типология взаимоотношений священного и
эстетического: «можно выделить три основных типа эстетического завершения:
символико-антиномический, символико-эмпирический и символико-синномический» [4,
с. 111].
Данная типология
подробно проиллюстрирована анализом произведений различных поэтов, досконально
прописана (она имеет дальнейшее дробление), так что любые уточнения здесь
возможны только при общем принятии этой типологии и могут быть отнесены лишь на
счет деталей. Принципиальный тезис: ценность художественного произведения
определяется мерой, степенью явленности священного в нем остается предметом
веры, принимаемых или нет исходных положений.
Предложенная
дифференциация поэтического позволяет примирить многие теоретические
расхождения в толковании поэзии А. В. Домащенко с филологами, не принимающими
его учения в целом. Достаточным оказывается конкретизировать: это поэзис – священное со всеми вытекающими,
а это поэтике тэхне – многого от него не требуй, а в третьем случае тоже тэхне, но качеством повыше…
Вполне закономерно не
снимается вопрос о критерии причисления того или иного произведения к являющему
священное, укорененному в этом
истоке. Приведем его в варианте А. А. Кораблева: «Остается непонятным, как и
чем измерить эту «укорененность» и, вообще, её идентифицировать» [9, с.
173]. Сказано категорично и несколько механистично, но по существу. Складывающаяся в
трудах А. В. Домащенко картина местами являет собой демонстрацию
вменяемой самому себе своеобразной особой власти: ведь все несогласное с
авторитарно устанавливаемой новой доктриной в филологии объявляется негодным и
прямо дьявольским [5, с. 60]. Приходится констатировать, что резкийотказ
от устоявшихся в литературоведении путей постижения поэзии, постоянное обещание
нового духовно-смыслового прорыва в этом постижении, обретения исконного
филологического знания порой оборачиваются слегка прикрытой, но суровой
проповедью веры (на свой лад), а порой и попыткой манипулирования
читателем (потенциальным адептом учения)
с помощью Тайныи т.п.
Здесь мы упираемся в
уже обозначенную проблему специфики религиозной филологии как таковой. В
контексте достаточно широкой полемики вокруг этой темы Т. А. Касаткина указала:
«современная «научность» и религиозное мышление несовместимы как системы разным образом и на разных основаниях
конструирующие и объясняющие мир» [8, c. 468]. Далее филолог ясно
очерчивает «водораздел» двух стратегий мышления. На самом деле, столь
однозначный ответ на вопрос о «совместимости» невозможен, это большая тема для
отдельного разбора.
Нетрудно заметить, что поэзис в толковании А. В. Домащенко
воплощается преимущественно в чистой лирике (псалмы, гимны, песнопения, с
оговорками – отдельные стихотворения). Хотя в качестве примеров мышления, руководимого именами
А. В. Домащенко, приводит не только лирику Ф. И. Тютчева или
Ф. Гельдерлина, но и прозу Н. В. Гоголя, И. Во, первенство остается за
лирикой. Теория литературных родов становится специально выделенной темой в
книге «Об интерпретации и толковании» (2007), что свидетельствует о важности
типологического компонента филологической теории, важности качественно-ценностного
критерия для осмысления поэтического творчества.
Специально сказано о пограничном положении (между священной
речью и подражанием) древнегреческой трагедии [4, с. 214]. Само аристотелевское
понятие катарсиса А. В. Домащенко связывает с действием священного. Комментируя
то место «Политики», где Аристотель говорит об исполнении «религиозных
песнопениях», донецкий филолог поясняет, что очищение связано не столько с
«эстетическим удовольствием» от подражания, сколько с идеей духовного исцеления
[4, с. 190]. Но опять же наиболее убедительно это доказывается на материале
лирики, происходящей из «заклинаний и прорицаний», а не, например, в разборе
трагедии Еврипида. В статье «О чистой лирике и сущности языка» А. В. Домащенко
опирается на определение В. И. Иванова, называющего такую «чистую лирику» –
«иератическим стихом» (от иерофания – явление священного). Лирические жанры с
их выразительным (а не изобразительным) началом ближе священному истоку поэзии.
Главным конструктивным
моментом поэтике тэхне, построенной
на мимесисе, по мысли донецкого филолога является эстетическое завершение [4,
с. 106], связанное с представляющим
мышлением, противопоставленным вопрошающему, в котором возможно поэзия как
бытие. Ученый различает иконикуи эйдетику. Иконика – «образность, в которой священное выступает онтологической
основой красоты», а эйдетика –
«образность, в которой эстетическое оказывается автономным по отношению к
священному» [4, с. 110]. Только в усилии подражания «онтологическому
событию» явления священного (священной речи) «поэтическое искусство обретает
смысл» [5, с. 94], «поэтическое искусство чего-то стоит лишь тогда, когда оно
оживлено живой водой – подспудным присутствием лада» [5, с. 118].
Другими словами поэтике тэхне
обретает ценность в своей обращенности к поэзис.
Поэтике тэхне
(поэтическое искусство) – усилие, жест мастера
– попытка воссоздать в подражании поэзис,
«подобие онтологического события» [5, с. 94]или, в другом отношении, сам
завершенный художественный мир, но никак не произведение в его материальной
определенности (текст):«Сущность поэтике
тэнхе непосредственно заключена не в слове текста в его лингвистической,
доэстетической данности, также и не в столкновении высказываний («социальных
диалектов»), раскрывающих идеологический, мировоззренческий контекст
действенной сферы, но в образе: не убивающем жизнь, но иносказательно являющем
ее смысл»[5, с. 51]. Без этого высшего ориентира искусство утрачивает
«онтологическую серьезность» и какую бы то ни было ценность, иссякает в отрыве
от бытия, становится «тенью тени» (Платон).
Вполне закономерно у А.
В. Домащенко вслед за традицией, идущей еще от Платона (диалог «Государство»),
появляется критика таким образом понятого миметического в целом. В
представляемой парадигме эта критика существенно усиливается подозрительностью
к искусству в целом, формирующейся в лоне иудейско-христианской традиции.
Характерно в этом отношении размышление филолога о катарсисе, связанном с
восприятием художественного произведения, который радикально в сравнении с
Аристотелем перетолковывается: «Необходимым условием катарсиса является
способность узреть в трагической ситуации «правду без покрова» (Е.
Боратынский), т.е. именно без «нас возвышающего» эстетического обмана, во всей
ее онтологической безысходности.
В онтологическом
смысле катарсис – это не сопереживание Гамлету… а преображение через покаяние» [5, с. 75]. Естественно, хочется спросить:
то ли ожидается от искусства (пусть даже и от Шекспира), что оно, вообще,
способно дать? Сближая поэтологическую номинацию с
религиозной, кажется, можно предложить преображение,
но покаяние, решительно порывает со
сферой эстетического в принципе.А с другой стороны, а что же способно дать
искусство, лишенное этой серьезности по финальным меркам, – «наслаждение, без
которого можно и обойтись» (Г. Лессинг [12, с. 66])?
Комментариев нет:
Отправить комментарий